Источник: журнал «БИТ. Бизнес & Информационные технологии»

Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В нашей повседневной жизни уже можно найти немало ее примет. Наконец, и правительство РФ решило создать госпрограмму «Цифровая экономика». «БИТ» попросил рассказать экспертов, что для них означает «цифровизация»?

1. У цифровой экономики есть несколько определений. Какое из них вам ближе? 
2. Чем она лучше традиционной экономики?
3. Как ее нужно развивать? Опыт каких стран, по-Вашему, может служить примером?
4. Какие отрасли легче поддаются цифровой трансформации?
5. Чем отличается цифровая компания от других? Вы относите свою компанию к таковым?
6. Как перестроиться компании на новые технологии?
7. Какие компетенции надо развивать специалистам, переходя на цифровую экономику?
8. Что может тормозить ее развитие в России?

Анатолий Гнеушев, Директор проектного офиса по данным РСи (RC Group, RCG):

«Высокотехнологичный бизнес требуется огромных вложений при долгих сроках окупаемости и больших рисках. При кажущейся успешности ИТ- индустрии, если проекты ориентированы на внутренний рынок и ведут к трансформации предприятий и отраслей, то они невозможны без поддержки со стороны государства»

1. Цифровая экономика – основанная на информационных технологиях совокупность бизнес-моделей, менеджмента и способов производства.

2. Цифровая экономика опирается на то, что информация и технологии доступны всегда и везде за счет мобильности и облаков, это приводит к новым форматам взаимодействия, решения легко масштабируются. Аналитика становится интеллектуальной, точечной. Трансформации подвергнутся взаимодействия спроса и предложения. Все станет боле быстрым и персонифицированным.

3. Изменения должны происходить как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и компаний. Должны расти инвестиции государственные, и частные) в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные.

Высокотехнологичный бизнес требует огромных вложений при долгих сроках окупаемости и больших рисках. При кажущейся успешности ИТ- индустрии, по факту, если проекты ориентированы на внутренний рынок и ведут к трансформации предприятий и отраслей, в чем собственно и состоит смыл инновационных проектов, то они невозможны без поддержки со стороны государства. Например, проекты по систематизации основных данных на основе международных стандартов, адоптированных к российской реальности, оцениваются в зависимости от масштаба предприятия и размера проблемы с историческими данными, в десятки-сотни миллионов рублей. Если говорить об отрасли в целом, речь уже идет о миллиардах. А без наведения порядка в данных бессмысленно говорить об эффективных закупках, о промышленном интернете вещей и о цифровизации экономики.

Государство понимает, что потенциал для перехода к новой экономической реальности заложен именно в технологиях.

Доля инновационных продуктов медленно, но растет. Мы это видим по нашим клиентам. Появился запрос рынка на новейшие технологии управления данными. Это сложные продукты, ориентирующиеся на разработку технологического интеллекта. Алгоритмы, заложенные в новые продукты, позволяют автоматически обрабатывать большие объемы данных, синхронизировать потоки информации и точечно распределять данные в рамках всего бизнеса. Взаимодействие бизнеса и науки вносит значительный вклад в рост количества инновационных продуктов.

4. Трансформация экономики опирается на цифровые, квантовые, робототехнику, нейротехнологии и так далее, применимые во всех отраслях. Эти технологии дают масштабные, межотраслевые эффекты. Сегодня проекты проходят стадию перехода на M2M-технологии. Большинство пока в рамках одного предприятия, холдинга. Индустриальный интернет вещей – это следующая стадия.

5. В существующей модели экономики все строится на идее повышения эффективности производства и бизнес-процессов за счет автоматизации, без изменения самих процессов. ИТ обслуживает требования бизнеса, обеспечивая автоматизацию, того что, по своей сути, может существовать и без ИТ.

В цифровой компании изменения бизнес-процессов происходят в реальном времени с помощью информационной системы предприятия. Ядром организации, ее цифровым активом является контент, возможность работать с ним и использовать во всех бизнес-процессах. Мы занимаемся именно качеством данных, то есть созданием фундамента для старта цифровизации в компаниях. РСи в своей деятельности изначально опирается на технологии и новые коммуникационные подходы. Все сотрудники не только владеют технологиями на прикладном уровне, но и мыслят категориями потенциала тех или иных инноваций. Думаю, что нас можно назвать цифровой компанией.

6. Начинать нужно с самого верха. У руководства должно появиться понимание логики и ограничений тех или иных технологий. Решения должны базироваться на возможностях и ресурсах IT. Далее встраиваются процессы. В идеале не только давно знакомые, но и должны появляться новые, исходя из возможностей новых технологий.

7. Трансформация методов управления компанией – это большой вызов и для руководителей и для сотрудников. Полная перестройка менеджмента, бизнес-процессов потребует пересмотра отношения к работе с имеющимися у компаний данными. Данные станут источником роста.

8. Цифровой бизнес ни через 3, ни через 5 лет в России не станет ведущим и привычным. Цифровизация компаний невозможна, пока на предприятиях пользуются недостоверными, непригодными для анализа данными. Практика использования хаотичных, несистематизированных данных приводит к тому, что стоимость производства в России выше, чем в других странах. Начинать нужно с исторических данных, этот этап перепрыгнуть не получится.