Источник: Коммерсантъ

Текст: Влада Гасникова 

Редакторы печатных новостных изданий тешат себя мыслью, что «бумага» — статусный продукт, и листать газету утром с чашечкой кофе — любимое занятие гендиректора. На деле, даже если человек верен традиционным деловым изданиям, в день у него найдется от силы двадцать минут, чтобы пробежаться по лидам статей в их электронной версии, и картину дня он составит по сообщениям на «проводах». Некоторые и вовсе предпочитают официальной прессе соцсети и отраслевые сайты.

Ежедневные новости руководители бизнеса узнают на сайтах «Коммерсанта», «Ведомостей», РБК, «Медузы», «Форбса», «Эксперта», «Ленты» и «Газеты.ру». Свое доверие этим ресурсам они объясняют тем, что видят качественную работу авторов и фотографов, готовность проверять источники информации, на которые ссылаются журналисты, глубину аналитики и полярность взглядов экспертов. 

Новостные ленты бизнесмены в течение дня пролистывают по несколько раз, заодно отслеживая курс валют. «Электронные версии „Коммерсанта“ и «Ведомостей» просматриваю утром по пути на работу. Как все современные деловые люди, у которых проблема со временем, выхватываю заголовки и статейные лиды, редко что-то    читаю целиком», — рассказывает заместитель генерального директора страхового общества «Помощь» Ольга Родионова. 

Руководитель петербургского филиала QBF Алексей Голубев затрудняется назвать ресурс, который сегодня способен дать достаточно полную и объективную картину дня, поэтому он просматривает статьи по одной теме на Investing.com, Insider.pro, Finanz.ru, сайтах Forbes, Snob, «Ведомостей» и «Коммерсанта». «Как правило, чтению материалов этих порталов я посвящаю время в пути из дома на работу и обратно. Однако от каждого из них мне регулярно приходят оповещения о важных новостях. Если я вижу что-то    очень значимое для инвестиционного бизнеса, читаю материал среди рабочего дня», — говорит Алексей Голубев. 

Больше времени у руководителей уходит на изучение профильных ресурсов и сайтов государственных органов. Они разнятся в зависимости от сферы деятельности руководителей, но в среднем ежедневно топы тратят на них 20-30 минут, чаще всего в первой половине дня. 

Генеральный директор рекламного агентства «Профитатор» Сергей Макаров читает зарубежные новости в мобильном приложении The Guardian, потому что там можно сегментировать публикации по странам Европы и отраслям бизнеса. «В приложении и на сайте Medium читаю несколько блогов о бизнесе. Ресурс интересен тем, что авторы постов — владельцы крупных российских и зарубежных компаний», — аргументирует господин Макаров. 

Персональные выжимки 

Партнер онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Николай Шестаков по утрам читает новости в приложении Media Metrics. Ему этот интегратор удобен тем, что учитывает, на какие новостные сюжеты переходили больше всего людей за последний час, сутки, неделю. Это позволяет понять оперативную картину дня с точки зрения социального интереса. 

Профильные новости для экономии времени основатель электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz Евгений Дьяченко получает через «Яндекс.Новости». Там есть функция подписки на новости по интересующим запросам. «Как только появляется публикация о нашей компании, отрасли, либо о конкурентах, мне на электронную почту приходит письмо с уведомлением», — говорит господин Дьяченко. Новости и публикации изданий он читает изредка в обеденный перерыв, либо пока едет в такси. 

В компании dodidone, которая занимается развитием облачных сервисов, используют корпоративный чат. «Сотрудники в течение дня делятся тем, что их заинтересовало: аналитика рынка, новости конкурентов, мировые тенденции. Это позволяет быть в курсе событий, получать информацию из различных источников. Сейчас очень удобно подписаться через социальные сети на страницы СМИ и лидеров мнений. Благодаря этим инструментам на сбор и анализ новостей уходит меньше времени, чем еще несколько лет назад», — делится директор по развитию dodidone Дмитрий Леванков. 

«Новостную повестку мониторю через Telegram, в этом помогают каналы-агрегаторы. В течение дня могу пробежаться по заголовкам VC.ru, РБК, «Ведомостей», «Хабрахабра», «Коммерсанта». Если есть интересный, но объемный материал, не трачу на него время, а добавляю его в сервис Getpocket и прочитываю после работы», — рассказывает о своих отношениях с новостями основатель сервиса продажи авиабилетов Kupibilet.ru Алексей Комок. 

Вести с сетей 

Большинство опрошенных SR руководителей не представляют свою жизнь без Facebook, остальные соцсети меньше задействованы в их работе. «Смотрю, что происходит в отраслевых конференциях, на настроение народа. Редко захожу во „В контакте“», — комментирует генеральный директор «Слетать.ру» Андрей Вершинин, ежедневно посвящающий Facebook около 20 минут. 

На всех конкурентов, коллег и значимых персон старается быть подписан и Николай Шестаков. «Последний год все чаще использую Facebook, нежели электронную почту. Тут все намного проще: не надо искать адрес, достаточно помнить имя человека, можно сразу перейти на его страницу и проверить, что нового произошло в его жизни», — объясняет господин Шестаков. 

Помимо этого, утверждает Алексей Комок, это хороший источник бизнес-знакомств. К нему часто обращаются с предложениями о партнерстве именно в этой социальной сети. 

Генеральный директор RCG Ольга Лисунова уважает детище Марка Цукерберга за настройки и инструменты, которые позволяют влиять на то, что появляется в ленте. «Можно сортировать друзей, скрывать посты. Это удобно и существенно повышает качество контента для просмотра и чтения. Сейчас еще начала читать через каналы Telegram, уведомления и звук тут можно настроить так, чтобы не отвлекали», — добавляет она. 

В dodidone как части международного холдинга все руководители используют Facebook и LinkedIn, зарегистрированы под настоящими именами и являются участниками профессиональных групп. «Мы также просим наших сотрудников регистрироваться в социальных сетях, принимать участие в профессиональных дискуссиях и не терять связь с рынком. Мы часто ищем новых сотрудников через официальные страницы нашей компании в соцсетях или через посты на страницах сотрудников», — поясняет Дмитрий Леванков. 

Когда в России полноценно работал LinkedIn ноябре 2016 года ресурс был заблокирован по решению Роскомнадзора из-за отказа локализовать информацию о пользователях. — SR), решать профессиональные вопросы было проще, согласен глава представительства Plantronics в России и СНГ Дмитрий Чариков. 

Регистрация под реальным именем — обязательное условие для топ-менеджмента, настаивает руководитель агентства по личному брендингу BAKE Pro Екатерина Кононова. Она советует использовать одну и ту же фотографию профиля в разных сетях. Чтобы время, проведенное с этими ресурсами, не превратилось в прокрастинацию, госпожа Кононова составляет расписание, по которому проверяет сообщения, публикует новые посты и читает новости. 

Руководителям важно разграничивать корпоративное и личное в сети, потому что аккаунт топ-менеджера — это отражение рабочего места, где он продолжает проживать свой ненормированный рабочий день. 

Генеральный директор компании Intercomp Global Services Илья Пантелеев уверен: «Для топ-менеджера социальная сеть — это приемная перед клиентской переговорной комнатой. Что говоришь в переговорке, можно сказать в сети, а что никогда не скажешь при клиенте, нельзя писать на своей странице. Не стоит, например, обсуждать вещи, которые случайным образом могут «зацепить» культурные установки и вызвать немедленную отрицательную реакцию, выставлять напоказ свою личную жизнь, поднимать традиционно болезненные вопросы из области политики, религии». 

Ленивый уикенд 

Редкий руководитель в выходные ограничивает себя в пользовании интернетом, зато в эти дни меняются темп и тематика публикаций. Например, Дмитрий Леванков из dodidone изучает аналитические статьи на тему управления и развития бизнеса, которые в течение недели он добавлял в «Избранное». Сергей Макаров по выходным читает на producthunt.com о новых технологиях и маркетинговых инструментах, в Telegram-чате узнает лайфхаки для путешественников или листает сайт о технологиях Mashable. Андрей Вершинин по субботам и воскресеньям может посвятить час порталам «Хазин.ру» и «Политикус». Доходят руки до полученных за неделю email-рассылок конкурентов и образовательных курсов. 

Николай Шестаков отдыхает от новостей и находит время для лонгридов и приложений, которые помогают в поиске интересных мероприятий в городе ( «Афиша», Gettable, Parter). Дмитрий Чариков обращается к «Коммерсантъ Weekend» и The Village, чтобы найти стоящие мероприятия для своей семьи. «Я надеюсь, мне удалось избежать интернет-зависимости, поэтому я не ограничиваю свое время в сети по выходным. А вот моя восьмилетняя дочь, по-моему, в интернете проводит больше времени, чем я», — шутит он. 

Хотя к вопросу можно подойти и более радикально. «Есть много других интересных активностей, которым можно себя посвятить. Стратегия делать в выходные дела, отличные от будничных, себя очень хорошо оправдывает: человек более качественно отдыхает и на рабочей неделе более продуктивен», — рекомендует генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб ИТ» Яков Гольдфарб. В выходные он старается не только не заходить в соцсети, но вовсе не пользоваться интернетом.